Основные драйверы роста компании. Драйвер роста


Конкуренция как драйвер экономического роста

Библиографическое описание:

Степанова О. П. Конкуренция как драйвер экономического роста [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 18-22. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10927/ (дата обращения: 02.05.2018).



В статье представлено рассуждение о конкуренции как драйвере экономического роста. Рассмотрены примеры влияния состояния конкуренции на экономический рост в России. Проанализирована взаимосвязь развития конкуренции и инноваций.

Ключевые слова: конкуренция, экономический рост, драйвер, экономика, точка роста

При работе с экономической литературой, часто можно встретить такие выражения как «точка роста», «драйвер роста». Каковы же определения этих понятий? Проанализировав некоторые источники, можно сделать вывод, что точка экономического роста — это потенциал развития некоторого рынка. Точки роста возникают для возможности удовлетворения первичного спроса на какие-либо товары или услуги. А драйверы экономического роста — это совокупность различных сложных механизмов, которые улавливают потенциальный рыночный спрос и направляют импульсы, идущие от точек роста, захватывая разнообразные активы, в мощное течение, которое меняет экономику страны [1, с. 120–133].

Одним из важнейших драйверов экономического роста является конкуренция. Согласно ст.4 Закона «О защите конкуренции» (№ 135-ФЗ), конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [2]. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. По определению рынок — это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос [3, с. 179].

Почему конкуренция является драйвером экономического роста? Это можно объяснить тем, что рыночное соперничество может привести к успеху тогда, когда предприниматель заботится не только о сохранении, но и об увеличении своего производства. Для этого производитель стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров и расширяет их ассортимент, снижает затраты на производство единицы продукции и, тем самым, имеет возможность снизить цены, улучшает продажное и послепродажное обслуживание покупателей. Конкуренция предусматривает такую степень состязательности хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на каком-либо товарном рынке. С этой точки зрения, наибольшую эффективность несёт совершенная конкуренция, так как при этом присутствуют компоненты рынка, которые в наибольшей степени ограничивают претензии участников на доминирование [4, с. 6–21].

Предприятия и предприниматели, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, потому что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она помогает вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов. Конкуренция предотвращает произвольную установку цен производителями, то есть диктат по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в экономическом развитии и эффективность конкурентных рынков.

В современной трактовке понятия конкуренции ключевым моментом является отсутствие возможности влиять на цену. В связи с этим можно упомянуть слова известного экономиста Йозефа Шумпетера. Он утверждал, что, по крайней мере, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации [5].

Чтобы глубже проникнуть в тему и разобраться, как же конкуренция влияет на экономический рост, рассмотрим пример нашей страны. Если вспомнить изменение отечественной экономики после распада СССР, то можно заметить, что либерализация в экономической сфере привела к бурному созданию и росту множества отраслей, которые практически не были развиты в советский период. Это такие отрасли, как: торговля, банковский и страховой сектор, сфера услуг и общественного питания, внешняя торговля. Естественно, что конкуренция быстро появилась и усилилась в этих сферах, активно развивался малый и средний бизнес. Всё это способствовало насыщению рынка, а, следовательно, и экономическому росту.

В нынешних условиях, когда Россия имеет достаточно сложные экономические и политические отношения с Западом, внутренняя конкуренция является средством снижения зависимости от мировой конъюнктуры. Её развитие представляется реальным экономическим фактором снижения издержек и цен, повышения производительности внутри страны и делает нашу страну инвестиционно привлекательной. Очевидно, что нынешнее снижение доходов казны от экспорта сырья можно и нужно компенсировать за счет оживления внутренней хозяйственной деятельности за счет конкурентной борьбы.

Конкуренция является точкой роста экономики также за счёт того, что позволяет снижать инфляционное давление при её стимулировании. Это можно осуществить с помощью мер конкурентной политики и «точечных» налоговых и таможенных льгот для насыщения отдельных рынков в период между началом кредитной активности и ощутимым ростом производства потребительских товаров и производительности труда.

Достаточно часто результат экономической политики порождает тенденцию к монополизации на рынке. Государство понимает, что главный драйвер экономического роста нельзя останавливать. Поэтому для предотвращения или, хотя бы, смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитыми странами выработан комплекс мер. Эти меры представляют собой политику поддержки конкуренции, включающей в себя как антимонопольное регулирование, так и более сложные действия государства, касающиеся развития и поощрения конкуренции на отдельных рынках [6, с. 6–21].

В настоящее время в России наблюдается ослабление конкуренции на рынках. Данная информация содержится в докладе аналитического центра при правительстве о состоянии конкурентной среды в 2016 году. Такие результаты были выявлены в результате опроса 1500 компаний, 80 % из которых — предприятия малого бизнеса (в основном обрабатывающих отраслей, торговли, услуг и строительства) из 84 регионов РФ [7]. Результаты исследования приводят к выводу, что в настоящее время в нашей стране необходимо стимулировать конкуренцию, и именно тогда станет наблюдаться экономический рост. Но всегда ли должна быть это конкуренция внутри страны? Например, запрет на ввоз в Россию продуктов питания из стран, которые поддерживают антироссийские санкции, значительно снизило конкуренцию на продовольственном рынке между российскими фермерами и зарубежными производителями. С одной стороны, кажется, что такие внешнеполитические меры очень выгодны отечественным производителям-аграриям. Тем не менее, Счетная Палата РФ в докладе, опубликованном в октябре 2014 года, высказывает подозрения в связи с возможным увеличением инфляции в случае, если Россия не справится с полным замещением импорта продовольствия и сырья, попавших под эмбарго. А сделать это в короткие сроки не так просто.

Рис. 1. Динамика оценок состояния конкуренции бизнесом (2014–2016 гг.)

Многие считают, что чем больше конкуренции, тем лучше общественное благосостояние и экономика страны. Но, при анализе исследований последних лет, напрашивается вывод, что на самом деле зависимость инноваций от конкуренции выражена нелинейным образом. В частности, имеет перевернутую U-образную форму: соотношение между конкуренцией и инновациями изменяется при переходе от низкой к более высокой интенсивности конкуренции [8, с. 701–728].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать заключение, что конкуренция действительно является мощным драйвером экономического роста. Это глобальный процесс, включающий независимые действия участников рынка, которые направлены на формирование наиболее привлекательного предложения для потребителя, а значит, на постоянное совершенствование рынка и товаров на нём. Чтобы развивать конкуренцию, необходимо, во-первых, создавать и поддерживать благоприятную конкурентную среду, во-вторых, сокращать долю монополий в экономике, в-третьих, повышать прозрачность деятельности естественных монополий и доступность выпускаемой ими продукции. Но, всё же, не нужно забывать, что конкуренция имеет оптимум: бесконечное, так же, как и слабое её развитие, вредны для экономики.

Литература:

1. Иванова Л. Н. Точки роста и драйверы роста: к вопросу о содержании понятий / Л. Н. Иванова // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). — 2015. — № 2. — С. 120–133.

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». (http://www.consultant.ru — Дата обращения: 15.05.2015).

3. Журавлева Г. П. Экономика: Учебник. / Г. П. Журавлева. — М.: Юристь, 2001. — 574 с.

4. Розанова Н. М. Политика поддержки конкуренции в России: вчера, сегодня, завтра / Н. М. Розанова // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). — 2015. — № 3. — С. 6–21.

5. Конкуренция / [Электронный ресурс] // Центр управления финансами. – URL: http://center-yf.ru/data/economy/Konkurenciya.php.

6. Чиновники, кризис и импортозамещение против конкуренции / [Электронный ресурс] // Коммерсант.ру. – URL: http://www.kommersant.ru/doc/2996366

7. Aghion P., Howitt P. et all. (2005). Competition and Innovation: an inverted-U relationship // Quartely Journal of Economics, May, pp. 701–728.

Основные термины (генерируются автоматически): экономического роста, экономический рост, драйвер экономического роста, драйвером экономического роста, экономического роста конкуренция, Точки роста, состояния конкуренции, драйвере экономического роста, условия обращения товаров, «О защите конкуренции», точка экономического роста, драйверы экономического роста, поддержки конкуренции, драйверов экономического роста, общие условия обращения, journal of economics, несёт совершенная конкуренция, влияния состояния конкуренции, точкой роста экономики, товарном рынке.

moluch.ru

Основные драйверы роста компании

Независимо от начальных условий любая компания стремится вырасти от локальной организации до глобального игрока на рынке. Достижению этих целей может помочь использование нескольких ключевых драйверов роста, которые позволяют развить уникальные и новаторские подходы в бизнесе. Эти драйверы объединили в себе опыт и знания наиболее успешных компаний в мире и методику использования глобальных ресурсов.

Все успешные компании имеют стратегии роста, которые должны обеспечить лидерство на рынке. Разработанные EY драйверы роста бизнеса, помогают повысить возможности компаний и ускорить их рост в долгосрочной перспективе. Эксперты EY выделяют семь драйверов роста: рабочий коллектив, цифровые технологии, бизнес-операции, клиентская база, финансирование, бизнес-союзы и контроль риска. Предложенные драйверы роста были выявлены после обширного исследования сотен компаний по всему миру. Они хорошо работают как в стартапах, так и в крупных предприятиях, ускоряя их рост и делая этот процесс устойчивым.

Эксперты EY обнаружили, что наиболее быстрорастущие компании использовали стратегии, которые включали все семь драйверов роста. Используя эти драйверы, компания может точнее оценить свои возможности и планировать дальнейший путь развития. Любая организация станет успешной, если в ней будут работать талантливые люди. Чтобы выиграть войну за таланты, ведущие компании создают специальные условия, которые привлекают и удерживают нужных работников. Чтобы развивать свой бизнес, компании нужны не только талантливые люди, но и коллектив, который разделяет ее ценности. Все успешные компании смогли создать сильное руководство и высокопродуктивную рабочую среду.

Для деловых людей информация является важным элементом для принятия быстрых и взвешенных решений, которые улучшают управление и повышают производительность компании. Поэтому цифровые технологии и анализ данных оказывают сильное воздействие на развитие бизнеса во всех отраслях экономики. Они в корне меняют способы взаимодействия компании с потребителями и открывают новые деловые форматы. Современные информационные технологии позволяют создавать стратегическое и конкурентное преимущество, повышая потенциальную ценность компании.

Операционная модель компании – это звено между стратегическими намерениями и способностью организации реализовать их. Имея четкий план и отлаженные операции, предприятие может быстро добиться успеха. Основное внимание здесь нужно уделять деталям, так как они характеризуют каждый аспект бизнеса и отрывают пути для совершенствования. Ведущие компании не оставляют ничего на волю случая. Они контролируют и анализируют все свои операции, чтобы иметь возможность вносить необходимые изменения и поддерживать высокую эффективность работы. Компании часто используют глобальные цепочки и рычаги, чтобы оптимизировать затраты и ускорить свой рост.

Поставив потребности клиентов на первое место, компании быстрее достигают конкурентного преимущества. Компания должна знать все о своих клиентах, так как клиентская лояльность является основой для долгосрочного устойчивого роста.

Всем коммерческим проектам для роста нужны средства. Поэтому бизнес должен искать новые источники финансирования и совершенствовать управление деньгами. Для этого предприятие должно использовать лучшие финансовые решения, умело сочетать их и извлекать максимум выгоды из управления свободными средствами.

Успешные компании быстро понимают значение альянсов и союзов, которые позволяют выжить на динамичных мировых рынках. Компании делают ставку не на удачу, а на согласованные усилия, чтобы контролировать ситуацию и поддерживать свои позиции на рынке. Высокая конкуренция создает большое давление на бизнес, поэтому согласованная стратегия и бизнес-союзы увеличивают шансы на успех. Независимо от стадии развития компании, важным драйвером роста остается способность выявлять и управлять рисками. Стратегический подход в управлении рисками является жизненно важным элементом успеха и позволяет компании не бояться возможных трудностей.

www.life-pay.ru

Драйверы экономического роста

Автор: Виктория Седова 

Практически все отрасли российской экономики испытывают дефицит инвестиционных ресурсов. В этой связи весьма актуальным является стимулирование экономического роста отечественного бизнеса. О законодательных механизмах государственной поддержки в интервью газете «Строительный Еженедельник» рассказала Ольга Батура, ведущий юрисконсульт компании «Градостроительные решения», член экспертного совета Центра развития ГЧП.

– Какие, на ваш взгляд, механизмы государственной поддержки бизнеса могут выступить в качестве стимулирования экономического роста?

– Новый экономический кризис вынудил государство искать новые способы взаимодействия с реальным сектором экономики, ускорил процесс разработки механизмов по реализации инфраструктурных проектов с привлечением внебюджетных средств, стимулированию импортозамещения. В центре государственных приоритетов оказался отечественный промышленник, научные центры, сельское хозяйство, малое и среднее предпринимательство.

Указанная политика в первую очередь отразилась на правовом поле. За последний год федеральное законодательство претерпело серьезные метаморфозы и включило значительную часть предложений со стороны бизнеса. Предлагаю отметить наиболее важные из них, которые могут выступить серьезной опорой для развития бизнеса и в будущем.

В первую очередь, необходимо упомянуть изменения, внесенные в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», который наконец предусмотрел возможность заключения концессионных соглашений на основе частной инициативы.

На сегодняшний день концессионное соглашение является основным правовым механизмом реализации инфраструктурных проектов на основе ГЧП. По концессионному соглашению объект инфраструктуры создается или реконструируется частным инвестором, который осуществляет его последующую эксплуатацию. При этом право собственности на объект концессии принадлежит концеденту (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

Законом в новой редакции концессионеру предоставлено право последующего выкупа объекта концессионного соглашения в преимущественном порядке. Одновременно внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Дополнительно предусмотрена возможность заключения одного концессионного соглашения сразу в отношении нескольких объектов концессии (за исключением случаев, если объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения). Кроме того, теперь концессионеру может передаваться иное имущество для целей осуществления концессионером деятельности, предусмот¬ренной концессионным соглашением, не связанное общим назначением с объектом концессионного соглашения, что, в свою очередь, позволяет структурировать уже изначально рентабельные проекты. Уступка прав и обязанностей концессионера из концессионного соглашения теперь допускается до ввода объекта в эксплуатацию на любой стадии концессионного соглашения. В свою очередь, утвержденные Правительством РФ формы концессионных соглашений теперь носят исключительно рекомендательный, а не обязательный характер.

Одновременно усилены гарантии, предоставляемые концессионеру. Например, концедент обязан принять меры, обес¬печивающие окупаемость инвестиций концессионера, в случае если принятые нормативные правовые акты приводят к ухудшению положения концессионера. Наконец, установлен упрощенный порядок предоставления земельных участков для целей реализации концессионных проектов без проведения торгов.

Вышеуказанные изменения законодательства делают структуру концессионного проекта более гибкой и привлекательной как для частного инвестора, так и для публично-правового образования, поскольку позволяют реализовывать социально значимые инфраструктурные проекты с минимальными затратами из бюджета и гарантиями окупаемости проекта для инвестора.

– Концессионные проекты предполагают участие в них бюджетных средств, которых сейчас у государства нет или они существенно ограничены. Как в таком случае могут помочь изменения, о которых вы рассказали?

– Лишних денег у государства, действительно, нет. Иногда даже звучат предложения забыть о возможности реализовывать инвестиционные проекты на основе ГЧП. Но это ошибочное мнение без учета долгосрочной перспективы.

Во-первых, в рамках ГЧП бизнесу передаются объекты, которые находятся в области интересов государства и которые нужны «здесь и сейчас». Прежде всего это объекты инфраструктуры и социальные объекты (объекты здравоохранения, образования, автомобильные дороги и т. п.), при том что развитая инфраструктура уже сама по себе является драйвером для экономики. Во-вторых, в рамках ГЧП существует возможность если не отказаться от государственного финансирования социально значимых объектов полностью, то в значительной части снизить долю государственного финансового участия в таких объектах, предоставив возможность частному инвестору зарабатывать за счет эксплуатации переданных в рамках ГЧП объектов.

– Какое еще важное направление новой государственной политики в сфере экономики вы можете отметить?

– На мой взгляд, это внедрение на уровне законодательства кластерного подхода в регулировании российской экономики и закрепление механизмов государственной поддержки промышленности и инноваций.

Кластер представляет собой форму пространственной организации производственных сил путем локализации субъектов экономической деятельности в сфере производства, инноваций, научной деятельности, выполнения работ и оказания услуг, связанных отношениями функциональной и (или) технологической зависимости в рамках определенной территории. Важную роль в рамках кластерной структуры имеет технологическая связь научных и образовательных учреждений с бизнесом, позволяющая осуществлять внедрение наилучших доступных технологий в производство и использование высокоэффективного оборудования предприятиями малого и среднего бизнеса. Таким образом, кластер создает устойчивую производственную цепочку, образующую синергетический эффект, выраженный в повышении экономической эффективности каждого участника кластера за счет использования экономических и технологических преимуществ объединения соседствующих и взаимосвязанных производственных предприятий и сервисных организаций.

Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» закрепил понятие промышленного кластера, а также предусмотрел возможность создания государственных фондов развития промышленности и другие меры стимулирования деятельности в сфере промышленности.

Следует также отметить два других нормативно-правовых акта, которые по факту устанавливают две различные схемы организации кластеров. Первый – постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 188, утвердившее Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров. Второй – постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605, утвердившее Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов России на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Поскольку на практике нередко возникают ситуации, когда для целей реализации внутрикластерных проектов требуется предоставление бюджетных средств, при создании кластера рекомендуется использовать один из указанных механизмов для организации структуры кластера.

На сегодняшний день кластер представляет собой перспективную форму перехода на экономику в сфере импортозамещения и развития инноваций. Представляется, что нормативно-правовая база в сфере формирования кластерной политики только начинает развиваться и можно ожидать настоящий бум в указанной сфере законодательства в ближайшем будущем. Но первые шаги определенно в этом направлении сделаны.

Источник: Строительный еженедельник

 

pppcenter.ru


Смотрите также