Программа песок


%PDF-1.7 % 1 0 obj >/Lang(ru-RU)/MarkInfo>/StructTreeRoot 103 0 R /Metadata 1869 0 R >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj ?>;L7>20B5;L)/Creator(Foxit Software Inc.)/Keywords()/Subject()/Title()/CreationDate(D:20170331113603+03'00')/ModDate(D:20170331113603+03'00')>> endobj 5 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 52 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 0>> endobj 6 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 60 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 1>> endobj 7 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 69 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 2>> endobj 8 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 70 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 3>> endobj 9 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 71 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 4>> endobj 10 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 80 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 5>> endobj 11 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 81 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 6>> endobj 12 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 82 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 7>> endobj 13 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 83 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 8>> endobj 14 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 84 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 9>> endobj 15 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 85 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 10>> endobj 16 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 86 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 11>> endobj 17 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 87 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 12>> endobj 18 0 obj >/ExtGState>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 90 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 13>> endobj 19 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 91 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 14>> endobj 20 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 92 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 15>> endobj 21 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 93 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 16>> endobj 22 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 94 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 17>> endobj 23 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 95 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 18>> endobj 24 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 96 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 19>> endobj 25 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 97 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 20>> endobj 26 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 98 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 21>> endobj 27 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 99 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 22>> endobj 28 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[ 0 0 595.4 841.8]/Contents 100 0 R /Group>/Tabs/S/StructParents 23>> endobj 29 0 obj > endobj 30 0 obj > endobj 31 0 obj [ 32 0 R] endobj 32 0 obj > endobj 33 0 obj > endobj 34 0 obj > endobj 35 0 obj >stream x `Ž[ZiuYe{%KmWd;qĖ8q8;M$$$PJ-ҋB[uuP}mA҃IZBB[(b1)>f>|gf緳ӮVE,ޛw~g765o|

ivant-dou5.edumsko.ru

Работа в "песочнице" - игры для взрослых. Часть 1 / Программное обеспечение

В последнее время кибер-преступники стали столь изобретательны, что сообщения о вирусных эпидемиях не вызывают удивления и стали, в общем, привычными. Однако увидеть новость о распространении нового трояна на 3DNews это одно, а обнаружить этот самый троян на своем компьютере - совсем другое. В Интернете можно найти множество советов относительно того, как не стать жертвой мошенников: от использования современных версий ПО, в которых закрыты все известные уязвимости, и до наличия на компьютере надежного современного решения для обеспечения безопасности.

Однако в некоторых случаях от заражения пользователя не спасает даже самый надежный брандмауэр и самый глазастый антивирус. Это происходит тогда, когда программа, защищающая компьютер, не уверена во вредоносном действии запускаемого приложения или выполняемого на веб-странице скрипта, вследствие чего оставляет решение о разрешении действия за пользователем. Вы вполне можете решить, что антивирус излишне подозрителен или просто, задумавшись, щелкнуть мышкой по кнопке "ОК", тем самым разрешив исполнение вредоносного кода.

Что же делать? Неужели из-за возможности подхватить троян, лучше не запускать новые приложения, а от веб-серфинга и вовсе отказаться? Существует прекрасное решение, которое для многих может стать отличным дополнением ко всем средствам для защиты компьютера от проникновения вредителей. Речь идет о работе с приложениями в "песочнице".

"Песочница" представляет собой изолированную среду, для которой отводится небольшое пространство на жестком диске и которая никак не зависит от  реальной операционной системы. При запуске программы в "песочнице" она работает так же, как обычное приложение, однако не может влиять на любые компоненты системы, которые находятся вне изолированной среды. Это значит, что из "песочницы" невозможно внести изменения в системный реестр, заменить системные файлы или выполнить любые другие действия, которые могут повлиять на стабильность работы системы. Благодаря этому "песочницу" можно использовать для безопасной работы в Интернете и для запуска неизвестных приложений. Такой изолированной среде можно найти и другие применения – например, программисты и тестеры могут запускать в ней нестабильные версии программ.

⇡#"Песочница" в Kaspersky Internet Security 2010

О том, что работа с приложениями в "песочнице" может пригодиться самому широкому кругу пользователей, говорит хотя бы то, что соответствующая возможность в прошлом году появилась в программе Kaspersky Internet Security. Пользователи этого пакета для обеспечения безопасности могут работать с подозрительными приложениями в изолированной среде, если откроют их посредством пункта контекстного меню Windows "Запустить в безопасной среде". Для наглядности окно программы, запущенной в изолированной среде, будет обведено зеленой рамкой.

Kaspersky Internet Security также позволяет составить список программ, работа с которыми может быть потенциально опасна (в него можно включить, например, браузер).  Для этого в настройках приложения необходимо открыть раздел "Контроль программ" и при помощи кнопки "Добавить" внести программу в список. Если после этого открыть программу из окна Kaspersky Internet Security, она будет работать в изолированной среде. Подобную функцию удобно использовать, скажем, в том случае, если во время сессии в браузере вы планируете посещать сайты, которые могут содержать подозрительный код. Кроме этого, такая функция может стать хорошей заменой режиму приватности, который появился в последних версиях популярных браузеров.

Стоит, однако, заметить, что Kaspersky Internet Security предоставляет лишь самые базовые возможности запуска программ в "песочнице". Специализированные приложения имеют гораздо больше возможностей. Рассмотрим некоторые популярные программы, предназначенные для работы в изолированной среде.

⇡#Sandboxie 3.44

  • Разработчик: Ronen Tzur
  • Размер дистрибутива: 1,6 Мб
  • Распространение: shareware
  • Русский интерфейс: есть

Sandboxie это, вне всякого сомнения, самое известное решение для организации "песочницы". В программе используется классический метод защиты указанное пользователем приложение помещается в изолированную среду, в результате чего оно не может влиять на работу системы. Интересно, что Sandboxie была разработана для использования с браузером Internet Explorer, который является одной из самых популярных мишеней кибер-преступников. Однако в настоящее время Sandboxie может работать практически с любым приложением Windows.

Одна из особенностей Sandboxie, которая отличает ее от многих других программ подобной плана, возможность создания неограниченного количества "песочниц". При этом пользователь может составить список приложений, которые будут запускаться в каждой из них. По умолчанию программа сама создает "песочницу" под названием DefaultBox, поэтому можно начинать работу с Sandboxie сразу же после установки. Для открытия программы или документа в изолированной среде нужно выбрать команду "Запустить в песочнице", которая появляется в контекстном меню Windows.

Если в будущем вы создадите дополнительные "песочницы", можно попросить программу открывать файлы и приложения не в DefaultBox, а в другой изолированной среде. Для этого выберите в меню "Пуск" пункт "Начальное меню Sandboxie" и измените "песочницу", которая будет использоваться по умолчанию.

Запускать приложения в изолированной среде можно не только из контекстного меню, но и непосредственно из окна Sandboxie. Для этого нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по названию "песочницы" и выбрать соответствующую команду (данное меню доступно и при щелчке по значку Sandboxie в системном трее).

Кстати, для ускорения выбора можно использовать команды "Запустить Web-браузер" и "Запустить почтовый клиент", которые открывают приложения, установленные в системе по умолчанию. Используя контекстное меню "песочниц", можно выполнять и другие команды, например, одним щелчком мыши закрывать все приложения, запущенные в изолированной среде, просматривать содержимое "песочниц" или полностью удалять его.

Для того чтобы быстро идентифицировать программу, которая запущена в изолированной среде, в Sandboxie предусмотрена специальная команда "Окно в песочнице?", при выборе которой на экране появляется специальный прицел, перетащив который на нужное окно, можно получить информацию о статусе программы.

Впрочем, если "песочница" работает с параметрами по умолчанию, то этот инструмент не нужен, так как возле названия приложения в заголовке появляется значок [#]. Если по каким-то причинам показ значка в заголовке нужно отключить, это можно сделать в настройках "песочницы". Кроме этого, можно добавить в заголовок окна название "песочницы", а также нарисовать вокруг окна тонкую рамку любого цвета, которая поможет более наглядно определить принадлежность к ней.

Обратившись к другим параметрам "песочницы", можно гибко настроить разрешения на доступ к разным ресурсам. Так, можно определить, к каким файлам и папкам будет заблокирован доступ, к каким программы смогут обращаться только для чтения, а также настроить взаимодействие с ключами системного реестра.

При необходимости в настройках "песочницы" можно указать приложения, которые будут форсировано запускаться в ней. Иными словами, при запуске указанного файла Sandboxie будет перехватывать приложение и не давать ему работать в обычном режиме. Программа позволяет указать не только отдельные исполняемые файлы, но и папки, при запуске любых приложений из которых они будут открываться в безопасной среде. Последнюю возможность можно, например, использовать для запуска новых программ, которые были скачаны из Интернета в папку Downloads.

⇡#BufferZone Pro 3.31

  • Разработчик: Trustware
  • Размер дистрибутива: 9,2 Мб
  • Распространение: shareware
  • Русский интерфейс: нет

BufferZone Pro – это еще одно хорошее решение для работы с приложениями в изолированной среде. Несмотря на то, что с помощью программы можно запускать в "песочнице" самые разные приложения, она предназначена, прежде всего, для работы с браузерами, IM-клиентами, программами для обмена файлами через пиринговые сети и другим ПО для Интернета. Об этом говорит хотя бы то, что в  BufferZone изначально имеется достаточно обширный список приложений, которые по умолчанию запускаются в безопасном режиме. Среди них Mozilla Firefox, Google Chrome, ICQ, BitComet, Skype, GoogleTalk и другие. Пользователь может редактировать этот список по своему усмотрению, добавляя в него дополнительные программы и удаляя ненужные.

Подобно рассмотренной выше утилите, BufferZone может отслеживать все приложения, которые запускаются на компьютере, и перенаправлять их в "песочницу". Также BufferZone может блокировать запуск любых неизвестных программ.

В отличие от Sandboxie, в этой программе не предусмотрено возможности создания нескольких "песочниц". Окна всех программ, которые запущены в "песочнице", обводятся красной рамкой. Увидеть, какие программы в данный момент работают в изолированной среде, можно также в главном окне BufferZone. Тут же отображается краткая статистика о работе программ в изолированной среде. BufferZone не только подсчитывает, сколько действий всего было произведено такими приложениями, но и ведет учет потенциально опасных операций в системе, а также угроз, относящихся к безопасности, которые удалось предотвратить.

В том случае, если программа, работающая в "песочнице", выполнила вредоносный код или другое деструктивное действие, можно быстро удалить все данные, относящиеся к приложениям, запущенным в изолированной среде. Кроме этого, предусмотрена возможность автоматической очистки таких данных согласно составленному пользователем расписанию.

В BufferZone есть и некоторые дополнительные возможности, которые не имеют непосредственного отношения к организации "песочнице", однако помогают повысить общий уровень безопасности компьютера. Так, при помощи программы можно запретить открытие файлов с внешних жестких дисков, DVD-дисков и с USB-накопителей или разрешить работу с такими данными только в изолированной среде.

В заключение отметим, что помимо платной версии BufferZone Pro имеется также бесплатная редакция программы. В ней реализован ряд ограничений, например, нет возможности создания снимка виртуальной среды и восстановления сохраненных в ней данных. Кроме этого, в бесплатной версии меньше приложений, для которых защита включена по умолчанию.

⇡#Заключение

Выбирая специализированную программу для запуска приложений в "песочнице", нужно иметь в виду, что существует два основных подхода к организации изолированной среды. В первом случае "песочница" создается для указанных пользователем приложений, и во время одной сессии работы за компьютером он использует и такие программы, которые запущены в изолированной среде, и такие, которые работают в обычном режиме. Программы, в которых используется такой подход к организации защиты системы, были рассмотрены в этой статье.

Однако такое решение приемлемо не всегда. Существует второй подход к организации работы ПО в изолированной среде, который подразумевает создание "песочницы" размером с целую операционную систему. При этом создается образ работающей системы, после чего пользователь начинает работать именно с ним, а не с реальной средой. Все произведенные им действия сохраняются только до перезагрузки, а после того, как она выполнена, система возвращается в исходное состояние. Такое решение удобно использовать на общественных ПК, например, в интернет-кафе, в компьютерных классах и т.д. О программах, при помощи которых можно организовать такую защиту, мы расскажем во второй части статьи.

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

3dnews.ru

Sandboxie, песочница для игры с программами

Пожалуй, программа, о которой сейчас пойдет речь подойдет больше экспериментаторам, чем сделана для реальной защиты. С её помощью можно будет запускать программу, в изолированной среде, когда все изменения в реестре и файловой системе делаются виртуально, а после завершения работы, просто не остается следов работы. Такая бесплатная   программа называется Sandboxie.

Инсталляция проходит в обычном режиме, выбираем русский язык для общения, указываем папку, куда надо установить и на этом вся наша миссия завершается, программа готова  к использованию.  Для демонстрацией предлагается открыть  сайт Sandboxie с помощью Internet Explorer.

В основу работы Sandboxie положена детская песочница, внутри неё мы можем делать что хотим, а только выходим из неё, так все сразу моментально исчезает. В браузерах мы можем делать новые закладки, а только запустим другую копию вне Sandboxie, то их не увидим, также и со всеми остальными  программами, где сделанные настройки и внесенные изменения на диск, не будут влиять при  обычном запуске. Не надо особо тешить себя кто ради интереса будет пробовать запускать опасные программы, песочница здесь не поможет, вирусы умеют работать на уровне ядра, что легко преодолевая  меры защиты неспециализированных программ.  Уж лучше ставьте виртуальные машины, проводите совсем рискованные эксперименты,  и то вроде есть способ добраться до родительской операционной системы.

Чтоб запустить любую установленную программу в «песочнице», можно воспользоваться контекстным меню, вызываемым по правой кнопке мыши на иконке старта приложения. Как вариант есть дублированное меню пуска, которое в вызывается  с помощью иконки программы в области уведомления.  Установленных по умолчанию  приложений вроде браузеров и почтовых клиентов вызываются одни нажатием кнопки.

При необходимости некоторые файлы вы можете переносить из песочницы в основную систему. Например, скачанные менеджером закачек,  Sandboxie может это предложить сделать автоматически или воспользоваться разделом меню  «Быстрое восстановление». Перемещать файлы можно в туже папку из песочницы в операционную систему или выбрать нужную директорию вручную.

Запустив управление  Sandboxie, можно увидеть процессы, которые запущенные в песочнице или приключится к виду  отображения файлов которые, создали программы во время работы в  ограниченной среде. Любой из фалов можно перенести в операционную систему.

Для работы песочницы предлагается куча различных параметров, с помощью которых можно определить кучу различных нюансов. Работа с файлами, реестром, запуск и закрытие программ. Кому надо лучше сами посмотрите, там все довольно подробно расписано.

Хочу обратить внимание на одну вещь, все изменения, которые программы вносят во время работы в песочнице,  по умолчанию не стираются, а остаются сохраненными во временных файлах. Это значит что при следующем запуске  приложения  в Sandboxie, получите состояние как перед предыдущим закрытием. Чтоб полностью стирать следы своей работы, выберите соответствующие пункты для стирания всех данных после закрытия всех программ, в настройках или удаляйте вручную.

Все запущенные программы в песочнице, имеют специальные пометки в наименовании окна поэтому их легко найти визуально.

В бесплатной версии  Sandboxie есть несколько ограничений, это возможность использования только одной песочницы, другие хоть и будут создаваться, но работа с ними будет заблокирована. и отключено принудительный запуск программ из выбранных папок только в песочнице, но при необходимости все можно делать ручками, хотя и будет надоедать.

В общем Sandboxie неплохая программа, выполняющая функции, для которых создана. Прекрасно работает сразу после установки, без необходимости ручной настройки. Замечательно подходит для экспериментов и скрытия своей деятельности на компьютере.

Заметил такую особенность, если программа запущенная в песочнице закрывается с ошибкой, то Sandboxie тоже тянет за собой.

Работает в 32-х и 64-х битных операционных системах. При работе в 64-х битной среде есть определенные ограничения, связанные со специальной защитой  работы ядра операционной системы. Интерфейс переведен на несколько десятков языков, в том числе и русский.

Домашняя страница Sandboxie  http://www.sandboxie.com/

Страница для бесплатного скачивания  Sandboxie http://www.sandboxie.com/index.php?DownloadSandboxie

Последняя версия на момент написания Sandboxie 3.46

freevi.net

Авторская дополнительная образовательная программа для детей младшего возраста "Магия песка" (световой стол)

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста “Магия песка”, (далее Программа) муниципального автономного образовательного учреждения “Детский сад № 30 “Жемчужина” комбинированного вида” предусматривает дополнительное образование детей младшего дошкольного возраста по познавательно-эстетическому развитию.

Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

- СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”.

- Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 “Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг”.

- Приказ Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 “Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования”.

- Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”.

- Письмо Миноборнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 “О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”.

- Приказ по МКУ “Управления образования” № 163 от 31.08.2012 “Об утверждении перечня услуг (работ), оказываемых учреждениям плату и размера платы физических и юридических лиц”.

- Устав МАДОУ “Детский сад № 30 “Жемчужина”.

 Программа направлена на:

- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

- Развитие воображения, творческого мышления.

- Развитие высших психических функций.

- Развитие двух полушарий головного мозга (активизацию структур мозга, межполушарного взаимодействия).

- Снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

2. Общая характеристика работы с песком.

“Часто руки знают,как распутать то,над чем тщетно бьётся разум”К.Г.Юнг

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • В-пятых, песок, как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с “особыми” детьми.

Цель программы: Развитие творческих способностей с помощью техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Реализация программы: В форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).

Задачи:

  • Развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные пропорции его частей, использую разные оттенки света и тени;
  • Учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма, симметрии;
  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;
  • Развивать художественно-эстетический вкус;
  • Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт;

Организация работы:

  • Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13
  • Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемых руководителем МАДОУ.
  • Программа рассчитана на 1 год обучения (дети 3-4 лет).
  • Подгруппа может насчитывать 3-5 ребёнка.
  • Форма организации занятий – групповая. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (итого 36 занятия за учебный год), во второй половине дня.

Длительность занятий: 15 минут - дети 3-4 лет;

Ожидаемые результаты:

После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; умеют выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.

Способы определения результативности:

В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы, разработанная группой педагогов – психологов МКУ “Управления образования” ГО “Город Лесной” (см. приложение № 1). Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка педагога-психолога, его творческий подход к проведению занятий.

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.

3. Содержание дополнительной образовательной программы.

Оборудование “педагогической песочницы”

1. Световой стол 60/70 см . Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ (жёлтый, зелёный, белый, синий, красный). Программы переключаются с помощью кнопок . Есть режим “Северное сияние”.

2. Чистый белый песок.

3. Музыкальное сопровождение на CD.

4. Материалы для рисования:

  • Использование кондитерского шприца (бумажный кулёк)
  • Использование массажного мяча
  • Использование ситечка
  • Использование трафаретов
  • Использование трубочки (выдувание рисунков)
  • Использование декоративных украшений (камни, палочки)
  • Использование кистей

Организация игр-занятий с песком

1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).

Игры-занятия проводятся с подгруппой детей на большом световом столе.

Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть Мишутка. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Ведущий сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; выполняют вместе со взрослым — “рука в руке”.

2. Игра с Мишуткой. Мишутка приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана). При работе с дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью Мишутки обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Мишутка хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ним в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.

Способы работы с песком:

1) Способы засыпания рабочего стола:

  • просеивание (сквозь пальцы)
  • расхлопывание ладошкой
  • дождик (сыпем из кулачка)
  • торнадо (сыпем из двух кулачков)
  • волна

2) Техника рисования песком (основные приёмы):

  • Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
  • Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
  • Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
  • Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
  • Особенности в работе с песком на световых столах:
  • Рисование отличается простотой
  • Песочное рисование это – КРАСОТА!
  • Пластичность
  • Уменьшение стресса
  • Воздействие светом, цветом, музыкой

Организационный момент:

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:

В ладошки наши посмотрите,В них доброту, любовь найди.Чтоб злодеев побеждатьМало просто много знать.Надо быть активным,Смелым, добрым, сильным.А ещё желательно Делать всё внимательно! (А.Густышкин)

3. Правила поведения в песочнице

  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
  • После игры надо помочь Мишутке убрать все игрушки на свои места.
  • После игры в песке надо помыть ручки.

4. Упражнение вводное “Здравствуй, Песок!”

Цель: снизить психофизическое напряжение.

Ведущий от имени Мишутки просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребёнок:

Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу

Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной

Перетираем песок между пальцами и ладонями

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку:

“С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка...”

Дети описывают и сравнивают свои ощущения:

  • “приятно - неприятно”
  • “колючее – шершавое - гладкое”

Катаем гладкий и массажный мяч.

4. Ритуал прощания

- Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем Мишутке, чем мы занимались.

Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.

- Мишутка любит вас, а вы его?

Дети обнимают Мишутку и говорят: “Как я тебя люблю”.

- До свидания, я буду вас ждать.

 4. Учебно-тематический план программы дополнительного образования “Магия песка”

Месяц Кол.зан. Лексическая тема Возраст 3-4 и кол-во часов
Сентябрь 1 Знакомство с песком. Свойства песка. 0,15
2 “Воздушные шары” 0,15
3 “Солнышко” 0,15
4 “Тучка и дождик” 0,15
Октябрь 5 “Лесенка” 0,15
6 “Арбуз” 0,15
7 “Яблоня” 0,15
8 “Ёжик” 0,15
Ноябрь 9 “Лес. Ёлка” 0,15
10 “Клубок” 0,15
11 “Овечка” 0,15
12 “Неваляшка” 0,15
Декабрь 13 “Снеговик” 0,15
14 “Снежинка” 0,15
15 “Новогодняя ёлочка” 0,15
16 “Улыбка” 0,15
Январь 17 Морской мир “Морской лес”, “Звезда” 0,15
18 Морской мир “Осьминог” 0,15
19 Морской мир “Кит” 0,15
20 Морской мир “Рыбка” 0,15
Февраль 21 “Город” 0,15
22 “Корабль. Море” 0,15
23 “Машина” 0,15
24 Самолёт 0,15
Март 25 “Торт со свечами” 0,15
26 “Цветы для мамы” 0,15
27 “Сердечко” 0,15
28 “Кот с усами” 0,15
Апрель 29 “Вертолёт” 0,15
30 “Ракета. Комета” 0,15
31 “Мухомор” 0,15
32 “Петушок” 0,15
Май 33 “Цыплёнок” 0,15
34 “Лягушка” 0,15
35 “Бабочка” 0,15
36 “Божья коровка” 0,15
Итого 36   9ч.

5. Содержание работы с детьми 3-4 лет.

Месяц Кол. Название Задачи Содержание
Сентябрь 1 Знакомство с песком. Свойства песка. Знакомство Упражнение “Здравствуй, песок!”
2 “Воздушные шары” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение рисовать прямые вертикальные прямые и волнистые линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

3 “Солнышко” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение проводить прямые линии в разных направлениях.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

4 “Тучка и дождик” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение рисовать прямые вертикальные линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Октябрь 5 “Лесенка” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение проводить прямые горизонтальные линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

6 “Арбуз” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

7 “Яблоня” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Втирание указательным пальцем или насыпание из кулачка кругов – яблоки.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

8 “Ёжик” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение проводить прямые линии в разных направлениях.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Ноябрь 9 “Лес. Ёлка” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение проводить прямые наклонные линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

10 “Клубок” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование спирали закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

11 “Овечка” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование спирали закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

12 “Неваляшка” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование кругов кулачком. Украшение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Декабрь 13 “Снеговик” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование кругов кулачком. Украшение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

14 “Снежинка” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение проводить пересекающиеся линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

15 “Новогодняя ёлочка” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение проводить прямые наклонные линии. Рисование указательным пальцем кругов.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

16 “Улыбка” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование дуги.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Январь 17 Морской мир “Морской лес”, “Звезда” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

18 Морской мир “Осьминог” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

19 Морской мир “Кит” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

20 Морской мир “Рыбка” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Февраль 21 “Город” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания ребром ладони, насыпания из кулачка.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

22 “Корабль. Море” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

23 “Машина” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

24 “Самолёт” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Март 25 “Торт со свечами” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

 

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Рисование вертикальных линий.

Умение рисовать прямые вертикальные линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

26 “Цветы для мамы” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

27 “Сердечко” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

28 “Кот с усами” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.

Умение проводить прямые линии в разных направлениях.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Апрель 29 “Вертолёт” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

30 “Ракета. Комета” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

31 “Мухомор” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого потенциала

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

32 “Петушок” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого потенциала

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Дуги. Чувство симметрии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Май 33 “Цыплёнок” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого потенциала

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

34 “Лягушка” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

35 “Бабочка” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

36 “Божья коровка” 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Итог: 36     9 часов

6. Литература

1. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.

3. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.

5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2013. – 72 с. (Психологическая служба).

6. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба).

Приложение

Презентация 1

Презентация 2

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Рабочая программа на тему: Программа занятий с использованием песочной игротерапии «Волшебный песок» | скачать бесплатно

Программа занятий с использованием песочной игротерапии «Волшебный песок»

Пояснительная записка.

Впервые принцип "песочная терапия" был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По его мнению, этот текучий материал символизирует жизнь во вселенной, а отдельные песчинки - это люди и другие живые существа.

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.

Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме. Песочная терапия это необычная техника, благодаря которой ребенок, или группа детей строят собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Они с удовольствием используют миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры дети могут смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом дети  выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании. Игра с песком предоставляет детям возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации (Экстериоризация— означает переход действия из внутреннего во внешний план. Это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики).

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Игровые методы применяются:

  • с целью диагностики;
  • с целью профилактики;
  • с целью оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе продолжительного психологического воздействия;
  • на развивающих занятиях по коррекции психических процессов.

Песочная игротерапия, является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми.

У детей могут развиваться различные психологические проблемы, "комплексы". Прежде всего, это "комплекс неполноценности", неуверенности в себе, так как многие заболевания могут привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому большое внимание следует уделять психоэмоциональному здоровью детей.

Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Песочная игротерапия применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:

  • трудности в общении;
  • взаимоотношения детей и родителей;
  • психологические травмы;
  • расстройства настроения;
  • кризисные ситуации;
  • страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;
  • проблемы поведения.

Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:

  • развить более позитивную Я - концепцию;
  • развить самооценку;
  • обрести веру в себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;
  • научить способам самовыражения.

При организации занятий песочной игротерапии, ставятся следующие задачи: 

  • Создавать для ребенка атмосферу безопасности.
  • Создавать ощущение дозволенности.
  • Понимать и принимать мир ребенка.
  • Поддержка положительного тонуса и самочувствия.
  • Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций.
  • Облегчить ребенку принятие решений.

Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.

В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции (например, при наличии у ребенка поведенческих или эмоциональных нарушений). В других случаях - в качестве вспомогательного средства при развитии сенсомоторики, при активизации к действию, для снятия психоэмоционального напряжения, нервозности.

Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Для игр с песком используется материал:

  • водонепроницаемый ящик голубого цвета, наполненный песком;
  • вода;
  • небольшие подносы;
  • стаканчики для воды;
  • лопаточки;
  • формочки;
  • мелкие игрушки;
  • животные;
  • сказочные персонажи;
  • транспорт;
  • геометрические формы;
  • природный материал;
  • камешки, ракушки;
  • бросовый материал.

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.

Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.

Игра в песок дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.

Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Использование данного игрового метода, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей.

Структура занятия:

1.Водная часть.

- Ритуал приветствия.

2. Основная часть.

3.Заключительная часть.

- Рефлексия прошедшего занятия (описание песочного мира, рассказ, рисование).

- Ритуал прощания с песочницей

Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.

Правила поведения в песочнице:

1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

3. После занятия убрать все игрушки на свои места.

4. После игры в песке надо помыть руки.

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий:

1. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры, можно продлить игру в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

2. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие завершается.

3. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

4. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек, она становится посредником для ребенка в играх с песком.

Сроки и время реализации программы: 21 день

Развивающий материал для занятий представлен в виде психопрофилактических, дидактических игр-упражнений. Предложенные занятия могут проводиться с детьми индивидуально и с небольшой подгруппой детей 2-3 человека.

Продолжительность одного занятия 30–35 минут.

Периодичность — 2-3 раза в неделю.

Курс песочной терапии — 10 занятий.

Требования к участникам и ведущему программы.

1.Согласие и желание ребенка.

2.Специальная подготовка психолога, его творческий подход к проведению занятий.

3.У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

     Вид программы: модифицированная.

Содержание программы.

Основополагающие принципы песочной терапии: минимум инструкций, ненавязчивость психолога, а также «принцип чуткого наблюдения». Наша задача — быть рядом, предлагать интересные задания и принимать то, что создает ребенок. Роль психолога — быть свидетелем и с уважением относиться к трудностям детей. Когда приходит время, строительство закончено, необходимо принести в эту процедуру слова, взять на себя роль посредника.

 От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, ее реконструкция, а также многократное создание сюжетов придает работе определенный вид ритуала.

Тематический план.

Тема занятия

Формы работы

1

Знакомство «Песочное знакомство»

Упражнения, игры, рефлексия

2

«Загадочный круг»

Рисование, игры, упражнения, составление мандал, рефлексия

3

«Песочная страна»

Рисование, презентация рисунков, презентация картин в песке, упражнение, рефлексия

4

«Мы создаем мир»

Упражнение, презентация картин в песке, рефлексия

5

«Добрый песок»

Упражнения, презентация картин в песке, рефлексия

6

«Дерево желаний»

Чтение сказки, упражнение, презентация картин в песке, рефлексия

7

«Песочное волшебство»

Упражнения в песке, дыхательные упражнения, игры, рефлексия

8

«Сказка»

Игры, придумывание сказок, проигрывание сказок, рефлексия

9

«Мы создаем мир»

Упражнения, презентация картин в песке, рефлексия

10

«Путешествие в Песочный город»

Познавательные игры в песке, рефлексия

Литература.

1.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М., 1998.

2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2007.

3.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.

4.Кузуб Н., Осипук Э. В гостях у песочной феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста. Газета «Школьный психолог», № 6/2006.

5.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006.

6.Сакович Н.А. Sandplay с маленькой буквы «s». Газета «Школьный психолог», № 9/2006.

7.Соловьева Н. Познавательные игры на песке. Газета «Школьный психолог», № 6/2006.

8.Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

nsportal.ru

Программа дополнительного образования "Волшебный песок"

Программа кружка

для детей от3 до 4 лет

«Волшебный песок»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Пояснительная записка:

Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи    и  избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли.

Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым!

Но как узнать, какие проявления эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить ребенку, поддерживая его порывы, ведь это может быть попустительством. Как не избаловать его? Действительно, не так просто в этом разобраться, ведь мы часто опираемся только на свой детский опыт – как воспитывали нас…

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.

Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница.

Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии малыш неоднократно создает свой мир из песка,  разрушает его, создает новый   и снова,  и снова…, благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит .

Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

В играх с песком у детей лучше развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память), речь, моторика, коммуникативные навыки. Усиливается желание ребенка экспериментировать или работать самостоятельно.

В игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером своей сказки. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет и персонажи игры приходят в движение.

Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое.

Песочная терапия  помогает:  справиться со страхом и неуверенностью,  вскрыть ресурс в отношениях и обстоятельствах,  активизировать творчество и спонтанность.

Актуальность данной программы заключается в потребности обществом  эмоционально устойчивых, волевых, с позитивной Я-концепцией  личностей.

Цель:

Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

Задачи программы:

ü Формировать у детей представление об окружающем мире;

ü - формировать большую  ответственность в своих действиях и поступках;

ü - выработать большую способность к самопринятию;

ü - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

ü - развить самооценку и обрести веру в самого себя.

ü - развить более позитивную Я-концепцию;

Предполагаемый результат:

ü Дети легче адаптируются в коллективе;

ü Чувствуют себя более успешными;

ü Развита более позитивная Я-концепция;

ü Выработана способность к самопринятию;

ü Развита правильная самооценка и вера в самого себя;

ü Развита сензитивность к процессу преодоления  трудностей

Требования к уровню усвоения программы кружка: дети смогут контролировать агрессивное поведение,  страхи,ребенок научиться самостоятельно преодолевать  проблемы общения со сверстниками,  нарушение поведения, ухудшение здоровья или плохое настроение у ребенка при  поступлении в детский сад,  упрямство, сопротивление или своенравие ребенка,   ребенок научится самостоятельности .

Содержание дополнительной образовательной программы:

Во время деятельности детям даются знания о песке, его свойствах, дети знакомятся с правилами поведения с песком, ритуалами входа и выхода из песочной страны, проводятся игры и упражнения с песком, дети учатся рисовать на песке и создавать разнообразные постройки.

Методическое обеспечение программы:

1.Занятия в кружке ведётся в соответствии с образовательной программой, предусмотренной и разработанной МО РФ; 

2.Тематическое планирование составляется на весь учебный год с учётом количества часов, отведённых на кружковую деятельность; 

3.Направленность кружка определяется в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) и интересов детей;

4.Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю; 

5.Кружковая работа предполагает разнообразные формы и методы проведения занятий; 

6.Итогом деятельности кружка является открытый показ для родителей и педагогов,фотовыставка; 

7.Расписание кружка включается в режим группы. 

Приёмы и методы: игровые, наглядные, упражнения, арт - терапия

Дидактический материал: песок, дидактические игры, мини-фигурки для песочной терапии, наглядные пособия.

Представление результатов реализации Программы:

  1. Консультация для педагогов и родителей.

  2. Открытое мероприятие для педагогов и родителей.

  3. Фотовыставка.

Учебно – тематический план.

Тема: «Чувствительные ладошки»

0,5

0,5

2

Тема: «Знакомство с Песочным Человечком»

1

3

Тема: «В гостях у Песочной феи»

1

4

«Расти, репка, на песке!»

0,5

0,5

5

«Кто где живет?»

0,5

0,5

6

«Колобок»

0,5

0,5

7

«Осень в Песочной стране»

1

8

«Волшебный цветок»

0,5

0,5

9

«Колобок»

1

10

«Осень в Песочной стране»

1

11

«Волшебный цветок»

1

12

«Сказочная страна»

1

13

«Строим дом»

1

14

«Пироги пекла лиса»

1

15

«У солнышка в гостях»

1

16

«Город веселых музыкантов»

1

17

«Путешествие к гномам в горы»

0,5

0,5

18

«Приключения Квака»

0,5

0,5

19

«Сказка об умном мышонке»

1

20

«Путешествие на волшебную поляну»

1

21

«Весна на волшебной поляне»

1

22

«Путешествие в сказочный город»

1

23

«Морское обитатели»

1

24

«Приключения зайчонка»

1

25

«В гостях у волшебника»

1

26

«На ферме»

1

27

«Где живут игрушки?»

1

28

«Три поросенка»

1

29

«Колобок»

0,5

0,5

30

«Репка»

1

31

«Маша и медведь»

1

32

«Страна динозавров»

1

33

«Радужное настроение»

1

34

«Времена года»

1

35

«Найди цвет»

1

36

«Путешествие на паровозике»

1

4

32

Всего:

36 занятий

Литература

1.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

2.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005.

3.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005.

4.        Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006.

5.        Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

6. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  1. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.

  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

Сведения об авторе:

Бурмистрова Юлия Николаевна

Воспитатель 1 категории, стаж работы 15 лет.

infourok.ru


Смотрите также