Язык композиции


Альбрехт Рисслер. Язык композиции

Немецкий фотограф Альбрехт Рисслер, преподаватель в Университете прикладных наук г. Майнца и автор нескольких книг, посвященных искусству композиции, легко и понятно на практических примерах рассказывает о тонкостях построения кадра. Его книга будет интересна как начинающим, так и более опытным фотографам, желающим создавать оригинальные, удачные и выразительные снимки.

Альбрехт Рисслер. Язык композиции. Создаем выразительные фотографии. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 192 с.

Скачать конспект (краткое содержание) в формате Word или pdf

Купить цифровую книгу в ЛитРес, бумажную книгу в Ozon или Лабиринте

Зачем компоновать снимок?

Композиция — это объединение отдельных элементов в единое целое. В визуальных искусствах графические элементы взаимодействуют так же, как ноты, ритм, перекличка инструментов в музыке. Скульпторы, архитекторы и градостроители работают с трехмерными компонентами, а в рисовании, живописи, графическом дизайне и фотографии приходится размещать плоские элементы в пределах заранее определенного пространства изображения. В большинстве случаев это прямоугольник со всеми важными составляющими сюжета.

Область изображения

Сумеет ли фотограф очаровать зрителя или оставит равнодушным, определяется многими элементами, и в первую очередь форматом изображения, или соотношением сторон. Это ключевой фактор, определяющий качество фотографии. Естественному углу поля зрения человека больше всего соответствует формат 16:9. Изображения с квадратным форматом, наоборот, весьма расслабленные.

Применение золотого сечения в композиции делает внешние границы изображения, расположенные внутри него объекты и их относительные размеры естественно гармоничными. Многие фотокамеры позволяют наложить на изображение в видоискателе или на экране сетку, помогающую в компоновке изображения. Точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий, образующие сетку из девяти полей, приблизительно соответствуют золотому сечению. Правило третей облегчает создание гармоничного визуального равновесия (рис. 1).

Рис. 1. Золотое сечение

Диагонали

Диагональные линии при компоновке фотографий можно использовать для создания резкого контраста между изображением и прямоугольной формой изображения (рис. 2). Постарайтесь избегать выравнивания видимого контура объекта параллельно вертикальной и горизонтальной границам изображения. Например, композиция фотографии, изображающей дом с углового ракурса, намного более привлекательна, чем эта же фотография, сделанная «в лоб». Нередко стоит изменить точку съемки, чтобы наиболее важные контуры объекта шли под углом к краям изображения.

Рис. 2. Диагональная линия границы между песком и водой

Практика чтения слева направо играет не последнюю роль. Поскольку глаз привык собирать информацию слева направо, то изображение, повторяющее это движение, создает ощущение визуального комфорта. Вспомните фотографии или иллюстрации на обложках книг: если дизайнер хочет вызвать позитивную реакцию, то использует восходящую диагональ, если наоборот — нисходящую (рис. 3).

Рис. 3. Нисходящая диагональ создает негативную реакцию

Перспективы

Для имитации глубины пространства на плоскости существует множество методов. Следующее фото интересно не только смещенной от центра перспективой, но и тем, что ключевые точки в изображении ведут зрителя от одного фотографа к другому, а затем к пешеходу в верхнем углу (рис. 4).

Рис. 4. Перспектива, смещенная от центра

Чем ближе вы к растениям или животным, тем лучше отображаете контакт с ними (рис. 5). Если есть такая возможность, я настоятельно рекомендую купить камеру с поворотным экраном. Вы удивитесь, сколько фотографических перспектив откроется перед вами.

Рис. 5. Покрытый росой альпийский хлопка на леднике Алеч в Швейцарии

Решетки

В истории искусств есть примеры изображений с сетчатой или решетчатой структурой в основе композиции. Фотографии из немецкого города Неккаргемюнде иллюстрируют эффект влияния формальной решетки на композицию: левое фото как будто снято с воздуха, а правое, разделенное деревьями, определяет точку съемки фотографа (рис. 6).

Рис. 6. Препятствия в поле зрения

Особенно ценный совет для студентов, приступающих к учебе: в портфолио должно быть единообразие. Выберите какую-нибудь сферу или тему, чтобы доказать свое умение сосредотачиваться на чем-то одном длительное время.

Кадрирование

Нетрадиционные или экстремальные техники кадрирования, как и многие другие художественные идеи, пришли на Запад из Японии. Можно сказать, что объекты съемки на фото с экстремальным кадрированием присутствуют на снимке не полностью. Они как будто выходят из области изображения или входят в нее, и на первый взгляд делают кадр как будто случайным (рис. 7).

Рис. 7. Экстремальное кадрирование

Каждый фотограф знаком с очарованием съемки симметричных объектов (рис. 8). Но будьте осторожны! Безупречная симметрия, изображение за изображением, может быстро наскучить. Фотографии с асимметричными деталями гораздо более интересны. Асимметрия бросает вызов балансу и равновесию. Без нее не обойтись, особенно если мы хотим придать весомости выбранным объектам (рис. 9).

Рис. 8. Симметрия лип в саду Палатинат Шветцингенского дворца слегка смещена неровным ритмом стволов и ветвей

Рис. 9. Несимметричный скалистый утес в Саксонской Швейцарии отодвинут в сторону, чтобы открыть обзор вниз, на долину Эльбы

Одно из правил композиции и восприятия, заимствованное из психологии, гласит, что объект или фигура могут быть распознаны, только если идентифицируются как отличный от фона элемент. Увлеченные композицией фотографы особенно ценят объекты съемки, богатые связями фигура/фон (рис. 10).

Рис. 10. Художник в монастыре на острове Майорка. Фигура художника на светлом фоне стены придает изображению узнаваемый контекст

Контраст

Сочетание противоположностей выливается в гармоничную композицию. Фотография — не весы, которым для баланса требуются чаши одинакового веса. Сделанный со вкусом снимок может быть результатом комбинации элементов, которые отличаются друг от друга по ширине, длине, форме, ориентации, текстуре, интервалам или яркости (рис. 11).

Рис. 11. Темный валун, оставленный тающим ледником Алеч на поверхности скалы, создает контраст

Светотень

Все знают о положительной роли света. Лев Толстой выразил это кратко: «Все разнообразие, вся прелесть, вся красота этой жизни слагаются из тени и света» (рис. 12).

Рис. 12. Свет и тень

Резкость и размытие

Резкая фотография не станет идеальной только из-за своей резкости, как и размытое фото произведением искусства только из-за искажения. Другими словами, размытие — прекрасный инструмент, если поддерживает сюжет изображения. Фотография гончара — отличный пример (рис. 13). Чтобы придать форму сосудам на гончарном круге, необходимы крепкие руки. Таким образом, быстро вращающийся кусок глины становится гармоничным объектом. Размытие гончарного круга здесь вмещает в себя весь требуемый смысл.

Рис. 13. Размытие придает гармонию, подчеркивая крепость рук гончара

Во многих фотокамерах есть режимы съемки, разработанные для различных специфических ситуаций, таких как быстро движущиеся объекты (например, спорт, дети и т. д.). Ручной режим съемки (М) позволяет вам задать значения диафрагмы и экспозиции и добавить размытие в изображения.

Текстура

Идентификация и выделение текстур на фоне обилия оптических образов —одна из самых приятных задач для фотографа. Мы часто не осознаем красоту текстуры или узора, пока не посмотрим в видоискатель, на экран фотокамеры или позднее — на экран монитора (рис. 14).

Рис. 14. Ряды лоз в районе Бадишен Бергштрассе (Германия) своеобразно контрастируют со строениями и изящными деревьями

Проверьте, есть ли режим макросъемки у вашей фотокамеры и объектива. Если есть, используйте их возможности, чтобы исследовать мир, недоступный невооруженному глазу (рис. 15). Угрожающие позы гусениц сняты с помощью макрообъектива. Некоторые детали просматривались уже на дисплее фотокамеры, но поразительная сложность приспособленных для ползания тел личинок мотыльков стала видна только после рассмотрения изображений на компьютере.

Рис. 15. Снимок с помощью макрообъектива

Правильный момент

Фотографу нужен инстинкт охотника —такой, как у некоторых их излюбленных моделей. Удача в охоте на мышь или птицу зависит от терпения. Это качество необходимо и фотографу, ведь нередко приходится поджидать подходящий момент. Именно с таким настроем я фотографировал одомашненного зверя (рис. 16).

Рис. 16. Поймайте момент

baguzin.ru

Альбрехт Рисслер «Язык композиции»

«Композиция — это объединение отдельных элементов в единое целое. В визуальных искусствах графические элементы взаимодействуют так же, как ноты, ритм, перекличка инструментов в музыке».

Книга Альбрехта Рисслера поможет вашим произведениям обрести волшебное звучание, кем бы вы ни были — фотографом, иллюстратором или дизайнером.

Как объединить отдельные элементы в единое целое и создать гармоничное изображение? Удачная фотография должна сочетать фотографическое видение с эффектной композицией. И чем больше вы владеете последней, тем быстрее добьетесь результата.

Альбрехт Рисслер описывает тонкости построения композиции, используя выразительные примеры из собственной практики.

Для кого эта книга?

Эта книга станет отличным учебником не только для начинающих фотографов, но и для всех, кто имеет дело с композицией: иллюстраторов, художников и дизайнеров.

Незаменимое руководство для всех, кто имеет дело с двумерными изображениями.

О чем эта книга?

Книга посвящена важным вопросам композиции. Как с помощью окружающих элементов поддержать или выделить главный объект? Как расположить объект относительно поля зрения? Где разместить линию горизонта? Как зритель смотрит на фотографию?

Подкупает, что книга является скорее учебником композиции, в которой фотографии — иллюстрации к теоретическому материалу, а не просто красочные альбомные развороты. Автор специально поместил в книгу все фотографии в черно-белом варианте, чтобы читатель мог сосредоточиться на композиционных особенностях кадра, не отвлекаясь на цветовое решение.

Теоретическая база

Вы знали, что разрешение 16:9 соответствуют естественному углу зрения человека? А верите, что нисходящие диагонали создают негативный подтекст? Композиция содержит в себе намного больше смысла, чем кажется новичку. Расположение кадра тоже имеет свой смысл. Так, например, горизонтальный кадр лучше подходит для спокойного пейзажа, а вертикальное расположение имеет надменное звучание с горделивыми нотками (вот почему памятники так часто фотографируют вертикально). Изображения с квадратным форматом, наоборот, весьма расслабленные. Их пропорции не перетягивают взгляд зрителя ни на одну из сторон. В книге рассматриваются конкретные приемы, и дается хорошая теоретическая база.

Перспектива

Перспектива — больное место многих начинающих художников, но в то же время сильный инструмент воздействия на зрителя. Подробно рассматривается центральная перспектива, уделяется внимание воздушной перспективе и, конечно, вопросу смены ракурса. Ракурс, точка зрения — мощнейший инструмент воздействия на зрителя. Один и тот же сюжет, снятый с разных ракурсов, может нести разный смысл.

Изучите главу о перспективе и смело беритесь за фотографирование впечатляющих городских пейзажев.

Терпение и спокойствие!

Ценные советы от Альбрехта Рисслера — запоминайте и берите на вооружение:

  • Для создания запоминающихся снимков необходимо терпение и намеренное погружение в сюжет.
  • Не бросайте объект съемки, если вам кажется, что интересная композиция не получится. Дайте себе время! Смените точку съемки и подойдите к объекту с другой стороны.
  • Особенно ценный совет для студентов, приступающих к учебе: в портфолио должно быть единообразие. Выберите какую-нибудь сферу или тему, чтобы доказать свое умение сосредотачиваться на чем-то одном длительное время.
  • Фотографу нужен инстинкт охотника — такой, как у некоторых их излюбленных моделей. Удача в охоте на мышь или птицу зависит от терпения. Это качество необходимо и фотографу, ведь нередко приходится поджидать подходящий момент.
  • Регулярный просмотр произведений искусства заметно повысит ваше представление о качестве изображения. Тренировка навыка видеть усилит вашу способность понимать и использовать принципы композиции.

Итог

Грамотное руководство по основам композиции, после прочтения которого вам захочется отправиться на фотоохоту. Обширная теоретическая база, снабженная конкретными примерами, делает книгу понятным учебником, а отличное качество печати и роскошный твердый переплет — прекрасным подарком.

Купить книгу «Язык композиции»

Книга «Язык композиции» доступна для покупки в интернет-магазине Ozon.ru по цене в 1000 рублей.

Автор: Евгения Суворова

infogra.ru

скачать бесплатно fb2, txt, epub, pdf, rtf и без регистрации

  • Просмотров: 6143

    Земное притяжение

    Татьяна Устинова

    Их четверо. Летчик из Анадыря; знаменитый искусствовед; шаманка из алтайского села; модная…

  • Просмотров: 2884

    Отдай мое сердце

    Макс Фрай

    Когда тебя просят отдать чье-то сердце, предполагается, что ты его перед этим похитил. Похитить…

  • Просмотров: 2523

    Земля лишних. Побег

    Андрей Круз

    Новый мир – неважно, как ты сюда попадешь, по доброй воле или вот, как Александр Баринов, бежав из…

  • Просмотров: 2035

    Закон молодильного яблочка

    Дарья Донцова

    Виола Тараканова собралась замуж за своего верного Степана! Пока жених в командировке, невеста…

  • Просмотров: 1893

    Ведьма в шоколаде

    Ольга Пашнина

    Добро пожаловать в лавку «Ведьма в шоколаде»! Желаете чего-нибудь к чаю? Вы пришли по адресу! В…

  • Просмотров: 1621

    Я – «Дракон». Атакую!..

    Евгений Савицкий

    «В чем человеческая красота? На каких дорогах искать счастье? Чего требовать от жизни◦– малого или…

  • Просмотров: 1579

    Тамплиер. На Святой Руси

    Юрий Корчевский

    Продолжение бестселлера «Тамплиер. На святой земле». С боем вырвавшись из осажденного мамелюками…

  • Просмотров: 1367

    Я прошел две войны!

    Владимир Першанин

    Новая книга от признанного мастера жанра! Основанное на реальных событиях повествование о судьбе…

  • Просмотров: 1240

    Неудержимая. Моя жизнь

    Мария Шарапова

    Перед вами первая автобиография Марии Шараповой – прославленной теннисистки, пятикратной…

  • Просмотров: 1108

    Руки оторву!

    Ульян Гарный

    Продолжение увлекательного и потрясающе смешного романа «Ни слова правды»! Козлоголовый демон,…

  • Просмотров: 1075

    Метро 2033: Пифия

    Сергей Москвин

    «Метро 2033» – Дмитрия Глуховского – культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская…

  • Просмотров: 991

    Охотник на кроликов

    Ларс Кеплер

    “Охотник на кроликов” продолжает цикл романов об уникальном сыщике Йоне Линне. Перед нами шестая…

  • Просмотров: 959

    Еда живая и мёртвая. 5 принципов здорового питания

    Сергей Малозёмов

    Сергей Малозёмов – известный телеведущий, дипломированный врач, создатель и автор научно-популярных…

  • Просмотров: 941

    Calendar Girl. Лучше быть, чем казаться (сборник)

    Одри Карлан

    Все очень просто. Мне нужен миллион долларов. Именно столько я должна заплатить за жизнь своего…

  • Просмотров: 899

    365 салатов и закусок на каждый день

    Юлия Высоцкая

    Салаты и закуски, приготовленные по рецептам из телепрограмм «Едим Дома!» и «Завтрак с Юлией…

  • Просмотров: 865

    Что скрывают красные маки

    Виктория Платова

    Виктория Платова – писатель с уникальным взглядом на жанр детективного романа. Избегающая штампов и…

  • Просмотров: 850

    Королевская кровь. Медвежье солнце

    Ирина Котова

    Свадьба – самый счастливый день в жизни каждой девушки. Но станет ли он счастливым для принцессы…

  • Просмотров: 845

    Око разума

    Дуглас Ричардс

    Он пришел в себя в мусорном баке, ничего не помня о том, как попал сюда. Чуть позже он обнаружил,…

  • Просмотров: 833

    Одержимость

    Нора Робертс

    Детство Наоми Боуз закончилось в тот момент, когда однажды ночью она решила узнать, куда отправился…

  • Просмотров: 827

    Пожарный

    Джо Хилл

    Никто не знает, где и когда это началось. Новая эпидемия распространяется по стране, как лесной…

  • Просмотров: 717

    Командарм

    Олег Кожевников

    Июль 1941 года, идёт вторая неделя великой войны. Несмотря на то что несколько подразделений 7-й…

  • Просмотров: 716

    Демоны прошлой жизни

    Екатерина Островская

    Павел Кудеяров начинал свою службу участковым в маленьком городке. Именно с этим местом связана…

  • Просмотров: 711

    Матильда. Тайна Дома Романовых

    Наталья Павлищева

    Последний русский император и балерина, утвердившая славу русского балета. Страсть, которая могла…

  • Просмотров: 657

    Условно-досрочное убийство

    Николай Леонов

    К полковнику МВД Льву Гурову обратились коллеги из г. Крымска. Там в заброшенном карьере обнаружены…

  • iknigi.net

    Читать книгу Язык композиции. Создаем выразительные фотографии Альбрехта Рисслер : онлайн чтение

    Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

    Альбрехт РисслерЯзык композиции. Создаем выразительные фотографии

    Научные редакторы Александр Железнов, Екатерина Петрова

    Издано с разрешения dpunkt.verlag GmbH

    Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

    © 2014 by dpunkt.verlag GmbH, Heidelberg, Germany.

    Title of the German original: Komposition

    ISBN 978-3-86490-141-6

    Translation © 2017 by Mann, Ivanov and Ferber. All rights reserved.

    © Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2017

    * * *
    Предисловие

    Фотографы, художники и другие мастера изобразительного искусства преследуют единую цель: отобразить мир вокруг себя. Осмысление окружающего через изображения начинается в раннем детстве. Я стал рисовать, едва научившись держать ручку. Это превратилось в привычку и в дальнейшем – в профессию.

    Будучи школьником, я отправился в велосипедный тур по Южной Германии. Родители доверили мне складной фотоаппарат, и так в мою жизнь вошла фотография. В те времена я мог позволить себе приобрести всего лишь две пленки на 16 снимков, которые предстояло растянуть на 14 дней. На этой странице вы видите мою первую фотографию. Она была напечатана на бумаге с баритовым покрытием. Сегодня иметь при себе фотоаппарат для меня так же естественно, как альбом для рисования или блокнот для скетчей.

    Рисование учит нас быть внимательнее и видеть. Рисуя, я значительно улучшил свои навыки работы с фотокамерой. И наоборот: многие важные художественные приемы в рисовании усвоил через фотографию.

    Умение писать хорошие картины и создавать проникновенные кадры приходит не сразу, а с длительной практикой. Залог успеха – художественный вкус и серьезная подготовка в области визуальных искусств, к которым добавляются знание композиции и различные техники работы с изображениями. Как все это отразится в фотографии, вы поймете по реакции зрителей.

    Графика, живопись, фотография предполагают размещение композиционных элементов в пределах поля фиксированных размеров. Как с помощью окружающих элементов поддержать или выделить главный объект? Как расположить объект относительно поля зрения? Где разместить линию горизонта? Как зритель смотрит на фотографию? В какую сторону должна указывать диагональная линия? Как свет влияет на общий эффект фотографии? Это важные вопросы композиции. Я посвящаю им свои лекции по визуальному дизайну в университете в Майнце и разъясняю на примерах из области искусств, в том числе и фотографии. Некоторые снимки я делаю лишь с одной целью – подчеркнуть важность композиции.

    Возможно, вы сожалеете о постепенном исчезновении пленочных камер, но у цифровых есть существенные преимущества. К примеру, рамка экрана дисплея – невероятно полезный инструмент для создания идеальной композиции. На экране сразу отображается результат, а камера превращается в блокнот для набросков: удачные кадры можно оставить, а остальные стереть. Не требуется дополнительное оборудование, как при съемке на пленку.

    Фотография как нельзя лучше иллюстрирует широкие возможности композиции. Именно это и побудило меня написать книгу. Я намеренно оставил лишь черно-белые снимки, чтобы цветовая составляющая не отвлекала внимание и читатели могли полностью сосредоточиться на основных композиционных элементах.

    Я написал эту книгу для своих бывших студентов, а также для слушателей моих курсов; для начинающих и продвинутых фотографов; для графических дизайнеров; художников и иллюстраторов и, конечно, для мастеров, работающих исключительно с фотографией. Надеюсь, из нее извлекут пользу все, кто хочет научиться профессионально оценивать художественные произведения, будь то рисунок, живопись, графический дизайн или фотография.

    Альбрехт Рисслер, июль 2014 г.

    .

    Зачем компоновать снимок?
    Игровое поле

    Композиция – это объединение отдельных элементов в единое целое. В визуальных искусствах графические элементы взаимодействуют так же, как ноты, ритм, перекличка инструментов в музыке. Скульпторы, архитекторы и градостроители работают с трехмерными компонентами, а в рисовании, живописи, графическом дизайне и фотографии приходится размещать плоские элементы в пределах заранее определенного пространства изображения. В большинстве случаев это прямоугольник со всеми важными составляющими сюжета.

    На фото: Городские сценки, Аспра, остров Сицилия

    У зрителя моментально складывается общее впечатление от фотографии, даже если глаз поначалу не в состоянии распознать детали. Эффективность изображения определяется его композицией, формальной организацией. Даже технически безукоризненный снимок с правильно выбранным объектом съемки не впечатлит зрителя, если не подкреплен привлекательным визуальным решением: содержимое и его компоновка должны сливаться в единое целое.

    Композиция состоит из различных, обладающих своими уникальными качествами элементов. Они могут контрастировать, придавая ей выразительность, или же дополнять друг друга. Все, что присутствует в изображении, всегда рассматривается относительно его границ.

    Формы и размеры кадра, а также относительное расположение в нем объектов способны давать совершенно различные результаты. Всегда помните об этом.

    Тональный диапазон

    Знакомое явление: вид из окна отеля. Смотреть особо не на что: только деревья и кусок белого здания, загораживающего вид. Не повезло! Достойная фотография с отдыха не получится. Пора сдаваться? Нет!

    Попробуем взглянуть под другим углом: при повороте фотоаппарата происходят удивительные вещи. Немного приближенная картинка оживает на экране фотокамеры, появляется шанс сделать нечто большее, чем обычное «фото на память». Изучать изображение на экране фотоаппарата или через видоискатель весьма полезно: здесь, например, оказывается, что тонкий изогнутый контур гор интересным образом контрастирует с угловатым зданием на переднем плане. Сюжет постепенно становится более привлекательным.

    При еще большем приближении на передний план попадают столб и электрические провода. Большой монохромной площади здания противопоставлена тонкая линия проводов, а их темный силуэт образует резкий контраст света и тени. Теперь осталось убрать из центра верхнюю горизонтальную границу стены. Слегка изменив фокусное расстояние, можно ввести в кадр край крыши, уводящий взгляд в пространственную глубину изображения.

    Удачная фотография должна сочетать фотографическое видение с эффектной композицией. И чем больше вы владеете последней, тем быстрее добьетесь результата. Если к этому добавить еще и знание технических возможностей фотокамеры, количество успешных фотографий заметно возрастет. Для создания запоминающихся снимков необходимо терпение и намеренное погружение в сюжет, что видно по снимкам на этой странице.

    Область изображения
    Тихий, нейтральный, напряженный, гордый

    Сумеет ли фотограф очаровать зрителя или оставит равнодушным, определяется многими элементами, и в первую очередь форматом изображения, или соотношением сторон. Это ключевой фактор, определяющий качество фотографии.

    С помощью форматов можно добиться совершенно разных эффектов, визуально усилить или уменьшить акцент на объекте съемки.

    Естественному углу поля зрения человека больше всего соответствует формат 16:9. Его горизонтальный вариант идеально подходит для широкоугольных панорамных пейзажей. Вертикальный, как на этом снимке Статуи Свободы, – приобретает горделивое звучание с надменными нотками.

    В изобразительном искусстве область изображения или холст могут быть еще длиннее и уже. Тонкие полоски художественного пространства восходят к японской ксилографии XVIII века. Китагава Утамаро и другие мастера вдохновили подобными экстремальными визуальными форматами многих западных художников. «Японский мостик (Пруд с водяными лилиями)» импрессиониста Клода Моне и «Юдифь II» венского художника Густава Климта – наиболее известные примеры изображений с особенно выверенными соотношениями сторон.

    Изображения с квадратным форматом, наоборот, весьма расслабленные. Их пропорции не перетягивают взгляд зрителя ни на одну из сторон. От фотографии с креслом-качалкой на крыльце и почти квадратным фрагментом заднего фона, веет спокойствием. При этом она вовсе не скучная, так как уходящая вправо перспектива изображения и достигнутый за счет этого контраст визуальных площадей незаметно оживляют обыденную невозмутимость квадратного формата.

    Гармония

    Немецкий физик Густав Теодор Фехнер (1801–1887) провел эксперимент, в котором предложил испытуемым выбрать из десяти прямоугольников с разными соотношениями сторон наиболее понравившийся. Фехнер хотел показать, что золотое сечение удовлетворяет тягу человека к гармоничным пропорциям. Примерно 35 % участников выбрали пропорцию 21:34, которую иначе называют золотым сечением. Самое непопулярное соотношение сторон, почти квадратное, у пропорции 5:6. Она получила только 0,27 % голосов.

    В природном мире немало примеров золотого сечения, особенно в структуре роста растений и животных. Раковина наутилуса, родственника кальмара, и соцветие ромашки растут по логарифмической спирали, которая соответствует пропорциям золотого сечения. Неудивительно, что художники и фотографы, постоянно наблюдая за живой природой, ориентируются на эти пропорции.

    Наиболее популярный в современных фотокамерах формат 2:3 ближе всего к золотому сечению. Применение золотого сечения в композиции делает внешние границы изображения, расположенные внутри него объекты и их относительные размеры естественно гармоничными.

    Пример – фото цветковых чешуек овса. При формате изображения 2:3 ось объекта съемки приблизительно установлена в точке пересечения линий золотого сечения. И длина чешуек соотносится как 2.

    Совет

    Многие фотокамеры позволяют наложить на изображение в видоискателе или на экране сетку, помогающую в компоновке изображения. Точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий, образующие сетку из девяти полей, приблизительно соответствуют золотому сечению. Правило третей облегчает создание гармоничного визуального равновесия.

    Вверх или вниз?

    Линия горизонта и другие горизонтальные элементы изображения разделяют фотографию на две части. Расположением этих линий фотограф может отчетливо задать область контраста. Фотография мечети в Шветцингенском дворцовом парке – пример того, как определить наиболее эффективное их расположение.

    Горизонт в центре часто делает фотографию скучной, но его можно «замаскировать»: на этом изображении даже незаметно, что оно делится пополам. В подобных примерах лучше учитывать визуальный баланс, а не буквальное, измеряемое положение центра фотографии.

    На фотографиях должна доминировать одна из областей. Небо и деревья слева делают очевидным разграничение на узком снимке портретного формата.

    Если заузить верхнюю часть изображения, мечеть будет казаться прижатой к верхнему краю. Можно избежать центрального деления: обратите внимание на версию изображения ниже. Мечеть, небо, озеро и противоположные группы деревьев создают уверенное равновесие.

    Диагонали
    Долой прямые

    Диагональные линии при компоновке фотографий можно использовать для создания резкого контраста между изображением и прямоугольной формой изображения. На фото ниже этот эффект иллюстрирует диагональная линия границы между песком и водой в рыбацкой деревушке Калета-де-Фамара на острове Лансароте. Доминирующая диагональ разбита на множество небольших сегментов, ориентированных в противоположном направлении.

    Визуальный эффект диагональных линий на фото рыбака в порту Кала-Фигера на Майорке намного более сложный. Замысловатая сеть диагоналей в разных направлениях сыграла важную роль в композиции. Линии создают осязаемое напряжение в сочетании с прямоугольным форматом изображения. Ноги мужчины и рыболовные сети вокруг образуют главные диагональные линии, которые поднимаются зигзагом до верхнего края изображения и усиливают ощущение пространственной глубины. Более короткие диагональные линии направляют взгляд зрителя к рукам мужчины в центре изображения.

    Совет

    Постарайтесь избегать выравнивания видимого контура объекта параллельно вертикальной и горизонтальной границам изображения. Например, композиция фотографии, изображающей дом с углового ракурса, намного более привлекательна, чем эта же фотография, сделанная «в лоб». Нередко стоит изменить точку съемки, чтобы наиболее важные контуры объекта шли под углом к краям изображения.

    Райские пляжи

    Приятно гулять по берегу, который кажется бесконечным. В отблесках солнца волны необыкновенно привлекательны, а вода похожа на кипящий свинец. Свет рано утром и поздно вечером идеален для фотосъемки, в частности потому, что создает выраженный контраст между водой, небом и песком. Диагонали, образованные этими элементами, также особенно заметны на рассвете и закате.

    На фото Андалузского пляжа на Атлантическом побережье диагональные линии усиливают ощущение глубины. Они сформированы устремленными к горизонту волнами, удочками и фигурами людей, которые кажутся маленькими из-за большого расстояния.

    Диагональные линии на поверхности воды на пляже в районе залива Сан-Франциско часто недооценивают в качестве сюжета. Нужно иметь орлиный глаз и немало дерзости, чтобы работать с такими неброскими сюжетами и делать подобные кадры.

    На снимке пляжа в Андалузии видно, как встроенная в изображение человеческая фигура работает на композицию фотографии.

    Диагональ береговой линии неявная, но расположение людей относительно друг друга дает дополнительный эффект. Снимок становится привлекательным за счет контраста между людьми на заднем плане, решительно склоненными вперед, и неуверенной позой женщины на переднем. Вертикаль ее позы пересекается с линией горизонта приблизительно в той точке, где золотое сечение предполагает наибольшую гармонию.

    Немного драматизма

    Чисто-белые, словно подушки, облака, плывут по темно-синему небу над силуэтами альпийских горных хребтов. Подобную величественную картину можно наблюдать во многих уголках земного шара. Обе фотографии похожи за исключением одного момента. Верхнее фото основывается на двух доминантных диагональных линиях, лежащих в противоположных направлениях. Они как будто бы хотят выйти за пределы изображения. Композиция этой фотографии довольно проста.

    Стоит отойти всего лишь на несколько метров назад, и появится возможность внести в картину нечто новое. Теперь слева внизу на переднем плане возник куст. Дополнительная короткая диагональная линия от горного хребта не дает взгляду зрителя выйти за пределы изображения. Все его внимание удерживается внутри кадра. В отличие от напряженной и драматичной верхней фотографии, нижняя кажется более законченной и цельной.

    Совет

    Всегда уделяйте внимание диагональным элементам в фотографиях. Ландшафты и архитектура, так же как и натюрморты, – отличные кандидаты для динамичной композиции с явными диагоналями.

    Смерть гиганта

    Из традиционных методических рекомендаций следует, что у диагональных линий, спускающихся из верхнего левого угла изображения в правый нижний, отрицательный подтекст, в то время как у линий, поднимающихся из нижнего левого края в верхний правый, – положительный. Всегда ли это так?

    Эльзасский лесоруб в Вогезских горах спускается вниз и влево по стволу спиленной ели. Человек символизирует процесс разрушения, «смерть гиганта». Композиция здесь, кажется, в полной мере соответствует объекту съемки.

    .

    Совет

    Вы можете поменять расположение точки съемки либо наклонить фотокамеру, чтобы оценить эффект от различных нисходящих и восходящих линий.

    Однако расположение камеры на другой стороне дерева сделало бы снимок убедительнее, что и доказывает зеркальное отображение. Общий эффект значительно усиливается, когда дерево и мужчина направлены вниз и вправо. И практика чтения слева направо здесь играет не последнюю роль. Поскольку глаз привык собирать информацию слева направо, то изображение, повторяющее это движение, создает ощущение визуального комфорта при условии, что зритель не относится к другой культуре, где читают наоборот.

    Думаете, это казуистика? Не заблуждайтесь. Наши глаза подсознательно распознают эти различия. Вспомните фотографии или иллюстрации на обложках книг: если дизайнер хочет вызвать позитивную реакцию, то использует восходящую диагональ, если наоборот – нисходящую.

    В этом примере диагональю достигается еще один эффект. 60-метровый ствол дерева не попадает полностью в кадр, но представить его длину по-прежнему легко. Книжные иллюстраторы и комиксисты также нередко оставляют мизансцену частично скрытой: оставшееся за пределами изображения может быть обыграно в воображении зрителя.

    .

    Приближается или уходит?

    Ива ниже на фото почти выпадает из кадра – сбалансированным его не назовешь. Но благодаря именно этому приему, если он подходит к сюжету, даже кардинально асимметричные композиции будут вполне удачными. Зайдите при случае в книжный магазин: там всегда найдется обложка (с фотографией или иллюстрацией), лишенная баланса в композиции. Это продиктовано художественным замыслом, отражающим название или содержание книги.

    Совет

    Сопротивляйтесь искушению постоянно создавать уравновешенную композицию. Асимметрия, нарочитая неуравновешенность изображения и частично усеченные объекты могут подогреть интерес зрителя, особенно если такой прием поддержан авторским замыслом.

    От композиции ниже совершенно другое впечатление. Здесь ива – главный объект съемки. Изящные, покрытые снегом ветви в левой части снимка недостаточно уравновешивают сильные темные стволы ивы справа. Ни то, ни другое фото не показывают дерево в абсолютном спокойствии.

    Многие ивы, особенно старые представительницы рода «белая ива», выглядят изысканно и утонченно с листвой и без. Эти деревья способны пережить длительные наводнения и штормы и пускают побеги даже из сломанных ветвей. Каждое дерево этого вида вырастает совершенно непохожим на остальные, поэтому они идеальные кандидаты для фотографий с выразительными диагональными линиями. Впрочем, не только для фотографий: ивы – одни из моих самых любимых объектов для рисования.

    Серферы и насекомые

    Животные и люди-экстремалы просто незаменимы для составления изображений с диагональными линиями. Вытянутые или согнутые конечности образуют интересные сочетания. Гармония всех частей тела имеет непосредственное отношение к золотому сечению, которое лежит в основе строения и человеческого тела, и множества природных объектов.

    Экстремалы подкидывают массу возможностей для тренировки навыков применения диагоналей. Первый снимок серфера сделан на пляже в Андалузии, а второй – на реке Айсбах прямо в центре Мюнхена.

    Не менее хороши и длинноногие насекомые. Я никогда не посвящал столько времени работе с подобными объектами, как в тот раз, когда наткнулся в Южной Франции на хищного прожорливого богомола. Он пировал над кузнечиком почти целый час.

    В форме звезды

    Еще один способ включить диагональные линии в снимок – положиться на сеть линий, расходящихся к краям изображения. Расстояние между «лучами» может быть одинаковым или различаться; последнее – более предпочтительный вариант. Проще всего установить пересечение диагоналей в центре кадра, но при смещении его от центра длина диагоналей начнет варьироваться и результаты получатся интереснее. Сеть ветвей, припорошенных свежевыпавшим снегом, идеальна для подобной композиции.

    Разветвление

    Веерообразные либо разветвляющиеся объекты – лучшие кандидаты для композиций, основанных на диагональных линиях. Линии расходятся в разные стороны и в сочетании с прямоугольным форматом делают композицию активной, как на фото с раскидистым стволом дерева (ниже). Верхнее фото расщепленного ствола березы производит похожий эффект, но достигается он не позитивным элементом на фоне снега, а негативным на фоне темной и тоже расщепленной скалы.

    Нарушение правил

    Одно из основных правил композиции – избегать явных линий, расположенных параллельно краям изображения. Однако когда сюжет требует чего-то особенного, от правил можно отступить. Наверное, бывают и более динамичные фотографии изголовья кровати, но такая композиция создает впечатление покоя и умиротворения. Безмятежность лишь слегка нарушается установленной не по центру лампой и коваными завитками.

    Раннее утро на озере Лак-де-ла-Май в Вогезских горах. Воздух неподвижен, как и зеркальная гладь воды. Ничто не нарушает очарования этой сцены. Какой прием выбрать, чтобы уловить настроение? Возможно, композиция с краем озера, идущим по диагонали через все изображение? Вряд ли… Этот стиль не подойдет объекту съемки. А вот композиция с деревьями и берегом озера параллельно краям изображения – именно то, что передает атмосферу.

    .

    iknigi.net

    Язык композиции. Создаем выразительные фотографии

        Научные редакторы Александр Железнов, Екатерина Петрова    Издано с разрешенияdpunkt.verlag GmbH      Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.      © 2014 by dpunkt.verlag GmbH, Heidelberg, Germany.    Title of the German original: Komposition    ISBN 978-3-86490-141-6    Translation © 2017 by Mann, Ivanov and Ferber. All rights reserved.    © Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2017

    * * *

         Фотографы, художники и другие мастера изобразительного искусства преследуют единую цель: отобразить мир вокруг себя. Осмысление окружающего через изображения начинается в раннем детстве. Я стал рисовать, едва научившись держать ручку. Это превратилось в привычку и в дальнейшем – в профессию.        Будучи школьником, я отправился в велосипедный тур по Южной Германии. Родители доверили мне складной фотоаппарат, и так в мою жизнь вошла фотография. В те времена я мог позволить себе приобрести всего лишь две пленки на 16 снимков, которые предстояло растянуть на 14 дней. На этой странице вы видите мою первую фотографию. Она была напечатана на бумаге с баритовым покрытием. Сегодня иметь при себе фотоаппарат для меня так же естественно, как альбом для рисования или блокнот для скетчей.    Рисование учит нас быть внимательнее и видеть. Рисуя, я значительно улучшил свои навыки работы с фотокамерой. И наоборот: многие важные художественные приемы в рисовании усвоил через фотографию.    Умение писать хорошие картины и создавать проникновенные кадры приходит не сразу, а с длительной практикой. Залог успеха – художественный вкус и серьезная подготовка в области визуальных искусств, к которым добавляются знание композиции и различные техники работы с изображениями. Как все это отразится в фотографии, вы поймете по реакции зрителей.    Графика, живопись, фотография предполагают размещение композиционных элементов в пределах поля фиксированных размеров. Как с помощью окружающих элементов поддержать или выделить главный объект? Как расположить объект относительно поля зрения? Где разместить линию горизонта? Как зритель смотрит на фотографию? В какую сторону должна указывать диагональная линия? Как свет влияет на общий эффект фотографии? Это важные вопросы композиции. Я посвящаю им свои лекции по визуальному дизайну в университете в Майнце и разъясняю на примерах из области искусств, в том числе и фотографии. Некоторые снимки я делаю лишь с одной целью – подчеркнуть важность композиции.    Возможно, вы сожалеете о постепенном исчезновении пленочных камер, но у цифровых есть существенные преимущества. К примеру, рамка экрана дисплея – невероятно полезный инструмент для создания идеальной композиции. На экране сразу отображается результат, а камера превращается в блокнот для набросков: удачные кадры можно оставить, а остальные стереть. Не требуется дополнительное оборудование, как при съемке на пленку.    Фотография как нельзя лучше иллюстрирует широкие возможности композиции. Именно это и побудило меня написать книгу. Я намеренно оставил лишь черно-белые снимки, чтобы цветовая составляющая не отвлекала внимание и читатели могли полностью сосредоточиться на основных композиционных элементах.    Я написал эту книгу для своих бывших студентов, а также для слушателей моих курсов; для начинающих и продвинутых фотографов; для графических дизайнеров; художников и иллюстраторов и, конечно, для мастеров, работающих исключительно с фотографией. Надеюсь, из нее извлекут пользу все, кто хочет научиться профессионально оценивать художественные произведения, будь то рисунок, живопись, графический дизайн или фотография.Альбрехт Рисслер, июль 2014 г.    .

    Игровое поле

        Композиция – это объединение отдельных элементов в единое целое. В визуальных искусствах графические элементы взаимодействуют так же, как ноты, ритм, перекличка инструментов в музыке. Скульпторы, архитекторы и градостроители работают с трехмерными компонентами, а в рисовании, живописи, графическом дизайне и фотографии приходится размещать плоские элементы в пределах заранее определенного пространства изображения. В большинстве случаев это прямоугольник со всеми важными составляющими сюжета.      На фото: Городские сценки, Аспра, остров Сицилия      У зрителя моментально складывается общее впечатление от фотографии, даже если глаз поначалу не в состоянии распознать детали. Эффективность изображения определяется его композицией, формальной организацией. Даже технически безукоризненный снимок с правильно выбранным объектом съемки не впечатлит зрителя, если не подкреплен привлекательным визуальным решением: содержимое и его компоновка должны сливаться в единое целое.    Композиция состоит из различных, обладающих своими уникальными качествами элементов. Они могут контрастировать, придавая ей выразительность, или же дополнять друг друга. Все, что присутствует в изображении, всегда рассматривается относительно его границ.    Формы и размеры кадра, а также относительное расположение в нем объектов способны давать совершенно различные результаты. Всегда помните об этом.  

    Тональный диапазон

        Знакомое явление: вид из окна отеля. Смотреть особо не на что: только деревья и кусок белого здания, загораживающего вид. Не повезло! Достойная фотография с отдыха не получится. Пора сдаваться? Нет!            Попробуем взглянуть под другим углом: при повороте фотоаппарата происходят удивительные вещи. Немного приближенная картинка оживает на экране фотокамеры, появляется шанс сделать нечто большее, чем обычное «фото на память». Изучать изображение на экране фотоаппарата или через видоискатель весьма полезно: здесь, например, оказывается, что тонкий изогнутый контур гор интересным образом контрастирует с угловатым зданием на переднем плане. Сюжет постепенно становится более привлекательным.    При еще большем приближении на передний план попадают столб и электрические провода. Большой монохромной площади здания противопоставлена тонкая линия проводов, а их темный силуэт образует резкий контраст света и тени. Теперь осталось убрать из центра верхнюю горизонтальную границу стены. Слегка изменив фокусное расстояние, можно ввести в кадр край крыши, уводящий взгляд в пространственную глубину изображения.    Удачная фотография должна сочетать фотографическое видение с эффектной композицией. И чем больше вы владеете последней, тем быстрее добьетесь результата. Если к этому добавить еще и знание технических возможностей фотокамеры, количество успешных фотографий заметно возрастет. Для создания запоминающихся снимков необходимо терпение и намеренное погружение в сюжет, что видно по снимкам на этой странице.  

    Тихий, нейтральный, напряженный, гордый

        Сумеет ли фотограф очаровать зрителя или оставит равнодушным, определяется многими элементами, и в первую очередь форматом изображения, или соотношением сторон. Это ключевой фактор, определяющий качество фотографии.    С помощью форматов можно добиться совершенно разных эффектов, визуально усилить или уменьшить акцент на объекте съемки.    Естественному углу поля зрения человека больше всего соответствует формат 16:9. Его горизонтальный вариант идеально подходит для широкоугольных панорамных пейзажей. Вертикальный, как на этом снимке Статуи Свободы, – приобретает горделивое звучание с надменными нотками.    Конец ознакомительного фрагмента. Full version

    www.rumvi.com

    Язык композиции: в начале была рама_урок Юрия Гордона

    Разговор о композиции и о ее языке надо с чего-то начать.

    Пожалуй, лучше всего начать с пустоты — с ничего.

    Можно ли скомпоновать ничто? Где начинается произведение, если им может быть что угодно?

    На мой взгляд, ничто можно скомпоновать двумя способами.

    Первый. Сказать: я скомпоновал ничто. После этого можно считать ничто скомпонованным, а самое абстрактное из произведений искусства состоявшимся.

    Второй: отделить собственное ничто от всеобщего. Для этого нужно поместить ничто в раму. Любую: реальную, воображаемую, неважно. И сказать: внутри моей рамы ничто скомпоновано. За ее пределами находится все остальное, не скомпонованное мной. Рама выглядит так (координаты).

    В случае с абстрактной рамой, пусть даже наделенной реальными координатами, все оказавшееся внутри рамы игнорируется. Достаточно объявить, что в раме содержится мировой эфир, а предметы материального мира не считаются. Тогда рама пуста, а ничто, пустота внутри нее, скомпонованы, так как попали в раму.

    Однако, если рама реальная, в нее обязательно что-нибудь да попадет, и тут мировым эфиром не отделаться. В этом случае нужно прибегнуть к упрощению, как в статистике: убрать цифры после запятой и объявить попавшее в раму ничем не вообще, а в данном случае. Так поступил Казимир Малевич, предложив считать закрашенную черной краской плоскость абстрактной фигурой под названием Черный Квадрат. (я не рассматриваю здесь колоссальное приращение смысла, происходящее при данной операции; меня интересует исключительно композиционная составляющая).

    Можно подумать, почему именно квадрат, а не круг или треугольник, стал знаком простейшей/предельной абстракции. На мой взгляд, причины не умственные и не геометрические, а предметные, даже столярные.Мы живем в мире прямых углов, позволяющих спрессовать содержимое предельно компактно. Поэтому изготовление квадратной рамы намного проще, чем круглой или треугольной. Грубо говоря, закрасив квадратный холст, художник меньше выпендривался, чем выпиливая круглый кусок фанеры, и это существенно для восприятия материального объекта. Если же отвлечься от материального мира, круг куда абстрактней и проще квадрата.В мире, слепленном из пластилина, простейшей абстрактной формой, наверно, был бы шарик. Или лепешка с округлым краем.

    Кстати, Черный Квадрат, на самом деле, надо называть геральдически: черный квадрат на белом поле. Малевич не пошел на крайности абстракции: он сделал квадрат объектом, а не предметом. Правда, можно еще раз упростить ситуацию, сказав, что поле не имеет значения. Что обычно и происходит в заочных разговорах о Квадрате. Тогда белое поле становится просто еще одной рамкой для пустоты.А можно, наоборот, настаивать на вещественности квадрата. Тогда выход будет не в космос, а в проуны, где квадрат — всего лишь одна из форм. Отсюда прямая дорога в формальный дизайн, и дальше к Корбюзье и спальным районам, проунами застроенными.

    Но если все-таки забыть о белом поле: почему Черный квадрат не повлек за собой лавину абстракций простейшей формы? Где зеленый Дваквадрат? Где фиолетовый полуовал? Почему никто не захотел укладывать ничто в разные коробки? Мне кажется, потому, что самое ничтожное ничто уже было упаковано Малевичем. Переквадратить ЧК можно только нарисовав его пальцем в воздухе. Это благородно-абстрактный жест, но увы, его не повесишь на стену, не говоря уж о Сотби. Не смейтесь, это важно, причем не только с коммерческой точки зрения.

    Двигаясь дальше, то есть ближе — от абстрактного ничто к предметной (или беспредметной) композиции, сосредоточимся на раме. Ее форма, граница между объектом и не объектом, имеет чрезвычайно важное значение. Предлагаю даже сменить имя: говорить не «рама», а «формат».

    Формат — половина работы. От него зависит энергетическое наполнение пространства, силовые линии, внутренняя гравитация картинки. Формат это мир, в котором живет вещь. За него не выскочишь. А если выскочишь (например, став рельефом) — формат расширится, включив в себя беглеца из заданной рамы.

    Если же внешнего обрамления нет, например, у скульптуры или здания, рамой, форматом становится граница формы плюс то количество воздуха, которое она сумеет прихватить.

    Чем проще и абстрактней вещь, тем заметнее роль формата.В качестве примера, когда формат есть всё, подходит Дублинская игла — памятник независимости.

    Это самый заметный объект в городе — она торчит в самом центре и видна отовсюду, выглядывая из-за невысоких домов.Игла предельно интенсивна по вертикали. Ее форма, слишком тонкая и чистая для простодушной сексуальной метафоры, скорее рассказывает об ангельской стремительности, чем о бычьей мощи.

    Размер иглы настолько же впечатляющий, насколько ее присутствие тактично.Противостоя пейзажу, она не ломает его, но служит камертоном, меткой — буквально, булавкой, пришпиливающей место к небесам.

    А со спутника игла не видна. От доминанты и повелительницы пространства остается только длинная тень.

    Вот что такое формат в чистом виде.

    В следующий раз расскажу о том, что происходит внутри пустого листа.

    arty-ilma.livejournal.com


    Смотрите также